twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
26 Июл

Школьники в России уже 160 лет пишут сочинения. Сейчас, похоже, эра «светлого образа Татьяны» заканчивается...

Зачем современным школьникам сочинения? «Творческие работы», которые приходится писать в реальной жизни - заявления в ЖЭК или резюме, составляются совсем по-другому. В обязательном ЕГЭ по русскому языку только в части «С» осталось мини-сочинение на полторы сотни слов. В новых стандартах для старшей школы «русскую литературу» и «русский язык» вообще решили объединить в один предмет. Полноценное шестичасовое сочинение отмирает как способ проверки знаний школяров. Увы...
ТОЛЬКО ДЛЯ ЭЛИТЫ
Откуда вообще взялись в школе сочинения? Об этом я расспросил кандидата педагогических наук, доцента кафедры преподавания литературы Московского педагогического государственного университета Анну Бренчугину-Романову.
Мучить детей сочинениями стали только в середине XIX века. Наше все - Александр Сергеевич Пушкин - в лицее этим не страдал. В ту пору считалось, что простой человек должен уметь написать типовую бумагу, а высокообразованный - еще и вести светскую беседу на культурную тему. Например, литературную. Лицеисты изучали античных авторов, допетровские произведения. Выбор книг у учителей был не столь велик, поэтому темы бесед формулировались просто: «Как вы понимаете произведение?» или «Поэзия Жуковского».
В те времена письменные сочинения относились к урокам риторики. Главной задачей было увлекательно порассуждать о предмете. Никаких шаблонов и жесткой структуры по принципу «выступление - основная часть - заключение» не было. Работы больше напоминали современные сочинения на свободную тему.
Только надо понимать: учили так только лицеистов, элиту заказывавшую элитный парфюм в москве. Более или менее массовым образование стало только через полвека. Списка тем
1850-х годов не сохранилось. Остались только требования того времени к школярам: «правильно писать чужое и потом сочинять свое». То есть сначала освоить правописание и только после этого учиться письменно излагать свои мысли.
Именно полтора века назад сочинение и стало формой выпускного экзамена. Ученики должны были показать достигнутую «степень умственного развития». От гимназистов не требовали новизны, оригинальных мыслей или полноты содержания. Достаточно было написать «языком правильным, чистым и точным, изложение должно удовлетворять условиям логической связи и последовательности, а содержание - отличаться естественностью и деятельностью мыслей».
Еще через 20 лет педагоги пришли к выводу, что «умственная жизнь учащегося проявляется восприятием и воспроизведением». Поэтому и темы сочинений подвигали учеников к своеобразным исследованиям. Например, в сборнике тем сочинений 1873 года после изучения повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» предлагается написать сочинения:
Запорожская Сечь и ее нравы
Положение жидов на Украине и в Польше
Выписать и расположить в порядке а) эпитеты, б) сравнения, употребляемые Гоголем.
ДАВАЙ С ТОБОЙ ПОГОВОРИМ
К концу XIX века педагоги решили, что письменные сочинения можно заменить устными литературными беседами. Да-да, именно тогда учителя уже поняли: заставлять гимназистов создавать подобие художественных текстов - занятие не слишком полезное. Для того чтобы приучить ребят осмысливать прочитанное, изобрели другую форму. В 1914 году учителям рекомендовали такие темы для бесед:
Сравнить поэму Пушкина «Кавказский пленник» и рассказ Толстого «Кавказский пленник»
Дать характеристику персонажа: Онегин, Чичиков, Тарас Бульба
Сравнить две редакции повести Гоголя «Тарас Бульба»
Сопоставить Гамлета у Шекспира и Тургенева, Бориса Годунова у Пушкина и А. К. Толстого
Ответить на вопрос, прояснив собственное понимание произведения, виноват ли Раскольников в преступлении и заслуживает ли он наказания?
Лев Толстой в Ясной Поляне пошел по другому пути. Его ученики писали сочинения не на литературные темы, а «из жизни». Ребята могли выбрать любой объект, ведь их учитель был уверен, что надо «предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя». Лучшие работы Лев Николаевич зачитывал вслух, чтобы все ученики могли принять их за образец. Подражание взрослой литературе считалось вредным.
Говорят, ученики школы в Ясной Поляне любили писать сочинения. Еще бы, ведь им не делали замечаний за плохой почерк, неряшливые тетради, орфографические ошибки и неправильно построенные предложения. Их задачей было найти главный образ или самую важную мысль, подобрать для нее подходящие слова и все это записать, не повторяя мысль дважды. Чтобы детям было проще, Толстой предлагал учителю сначала записывать текст под детскую диктовку. Одновременно думать и писать, по его мнению, слишком сложно для ребенка.
Опыт классика подхватили педагоги и разработали целую систему. Они предлагали ученикам младших классов разбирать стихотворения, басни и рассказы, давая характеристики главным действующим лицам, их взаимоотношениям, раскрывая основную мысль, обращать внимание на картины природы и личность автора, проникшую в художественный текст. Так картины природы и быта, на которые опирался Толстой, стали заменять литературными произведениями.
УГНЕТЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
Чуть позже, в 1915 году, когда шла Первая мировая война, учителя решили построить «наш новый мир» в преподавании литературы, поместив его поближе к истории. Это логично: для большинства читателей источник знаний о былых временах - художественная литература, а не архивные летописи. Задания для учеников стали формулировать так:
В чем заключается противоречие между наклонностями Грибоедова и его судьбой?
В чем заключается лиризм комедии «Горе от ума»?
Почему в допетровское время русским писателем было чаще всего духовное лицо?
На чем можно показать, что значение литературы в жизни русского общества постепенно возросло?
Хочешь - пиши литературный разбор, хочешь - биографический или исторический очерк. Эти темы прошли с гимназистами всю революцию и первые годы советской власти, пока учебники литературы не прошерстили специалисты по классовой теории.
Юным пионерам в 20-х годах предлагали такие темы:
Александр Пушкин - выразитель идей мелкопоместного дворянства.
Угнетенные крестьяне в произведениях Тургенева.
Уже после войны, расставшись с культом личности, литературу очень аккуратно стали избавлять от идеологической начинки. Вот тогда по всем школам страны появились привычные теперь «нейтральные» темы сочинений по литературным произведениям школьной программы. И про «светлый образ Татьяны», и «против чего боролся Чацкий?», и «почему драма Островского называется «Гроза»?»
А КАК СЕЙЧАС?
Шестичасовые сочинения выпускники могут писать как контрольную работу, означающую завершение школьного курса литературы. Оценка за это сочинение влияет на оценку по предмету, который выставляют в аттестате. Но она никак не влияет на поступление в вуз. Если школьник собирается поступать на филологические специальности, то ему, кроме обязательного ЕГЭ по русскому, нужно сдать ЕГЭ по литературе. В его структуре есть небольшое сочинение, которое пишут по приведенному в варианте литературному отрывку.
МНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
Сочинение - вчерашний день
«Учитель года Москвы-2012», замдиректора ЦО № 1479 Вита КИРИЧЕНКО:
— Я, как это ни удивительно, сторонник ЕГЭ по русскому языку: не вижу ему достойной альтернативы. Сочинение, увы, себя изжило. Если дети меньше читают, как они напишут сочинение?! Мои коллеги рассуждают так: «Если мы вернем сочинение в разряд обязательных выпускных экзаменов - дети начнут читать». Не начнут! Нет здесь никакой зависимости.
Чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку хорошо - то есть на 85 баллов и выше, надо уметь мыслить и излагать эти мысли. Часть «С» как раз помогает проверить эти навыки. Надо прочитать маленький текст, выделить в нем проблемы и авторскую позицию.
А вот большое сочинение... Современная жизнь подвигает детей к тому, чтобы воспользоваться чем-то готовым. Уже пятнадцать лет существует индустрия «написания сочинений». Зайдите в любой книжный магазин — на полках «50 золотых сочинений», «100 золотых сочинений»...
«Учитель года России-2006», преподаватель русского языка и литературы школы № 37 г. Череповца Андрей УСПЕНСКИЙ:
— Восприятие литературы - штука рефлексивная, оно не имеет ничего общего с трактатами на шести страницах, которые ребята вынуждены писать сейчас. У меня есть ученики, которые раскрывают тему на половине странички. За счет чего они могут растянуть объем до положенных шести страниц? В лучшем случае берут идеи из предисловий и учебников, в худшем — из «100 золотых сочинений». Так что знания литературы сочинением не проверишь.
Когда ребята пишут экзаменационное сочинение, они больше всего боятся наделать ошибок. И, чтобы упростить себе жизнь, заучивают чужие мысли. Школьное сочинение как жанр бесполезно для жизни — где и кому еще придется писать такие тексты от руки? И для проверки знаний оно не подходит. А вот литературу ребятам обязательно надо преподавать. Ведь в литературе главное не оценки, а то, что ребята смогли ощутить и понять из прочитанного.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
— В течение последних полутора лет шли глубокие, объективные проверки финансовой деятельности образовательных учреждений. По их результатам за это время своих постов лишились около восьмидесяти директоров столичных школ, - рассказал глава Департамента образования Москвы Исаак КАЛИНА.
В ближайшее время «Комсомолка» расскажет подробности об этих проверках и о том, как подбираются новые кадры для руководства столичными школами, лицеями, гимназиями и центрами образования.
А как, по-вашему, нужно ли убирать сочинение из школьной программы?

Размещено в рубрике Новости образования
.