twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

Учащийся (2): Путь нравственного воспитания был рельефно начертан В.С. Соловьевым, который обобщил наработки религиозных мыслителей первого поколения и дал импульс к решению этой проблемы философами русского зарубежья XX века. Он учил, что Бог (Иисус Христос) вступил в земной исторический процесс, чтобы способствовать нравственному восхождению человечества, чтобы указать людям Путь к совершенству. Суть нравственного воспитания в том, чтобы сформировать в человеке стремление служить всестороннему нравственному Добру, опираясь на три первичных атрибута человеческой природы – стыд, жалость и благоговение. Первое – стыдиться животных черт в себе; второе – быть солидарным со всем живым, одушевленным; третье – ориентироваться на высшие начала, на абсолютное совершенствование. В этом тройном отношении к окружающим и к самому себе – основа целостного формирования нравственной сферы человеческого духа. Нравственное воспитание, как считал В. Соловьев, может осуществляться лишь в обществе, лишь соборно, поэтому необходимо искать особые формы солидарности, сотрудничества. Общество, церковь, государство должны стремиться к полному осуществлению нравственности. Нравственное воспитание, считал Соловьев, не должно ограничиваться национальными границами. В этом вопросе он выступает с христианских позиций, полагая, что заповедь Христа о любви к ближнему распространяется равно на представителей всех народов.
Учащийся (3): В трактате «Оправдание добра» В.С. Соловьевым проблемы нравственности рассмотрены в контексте его теории «всеединства». Он подчеркивает, что добрая нравственность пронизывает и природу, и общество, и каждого человека в отдельности. Добрые цели нравственного воздействия – помочь личности самостоятельно совершить выбор между добром и злом в пользу правого, праведного пути. Моральный «закон» Соловьев сформулировал следующим образом: «Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, - вот единственная нравственная норма» [5]. Одна из важных задач нравственного воспитания – воодушевить воспитанника на добрые дела, опираясь на добрые начала внутри самого человека. Такое воздействие необходимо, ибо в сочетании с умом и совестью, оно приводит не просто к внешнему «хорошему поведению», а к «жизни в самом добре». Именно эта внутренняя жизнь в добре является главным источником целостного совершенствования человека. Сомнительное «хорошее поведение» еще не говорит о нравственной воспитанности. Основной критерий нравственности – «жизнь в самом добре».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Размещено в рубрике Методические заметки
.