twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
15 Апр

Итак, мы на весеннем парижском бульваре. Яркое, почти летнее солнце обливает жаркими лучами кусты сирени. Рядом с нами работает художник. Он пишет…, нет, не пейзаж. Он пишет своё настроение, чтобы поделиться им со зрителем.
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени.
Метафора «глубокий обморок» сразу очаровывает, берёт в плен. Это надо же так увидеть! Читатель очень хорошо чувствует этот сильный запах сирени, видит эти «сложившиеся в грозную лепестковую массу дивные пчелиные сирени».
3-4 строки – это о «кухне» художника:
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
И возникает такое чувство, что мы рукой водим по картине. Физически ощущаем технику письма, где «струпья» - вытянутые, выпуклые мазки.
2 строфа.
Поэт восхищается гениальностью художника, его умением видеть великую возможность «густоты масла». Именно эта «густота» позволяет нам кожей почувствовать жар «запёкшегося лета», который «разогревается» «лиловым мозгом» (Это всё о них, о СИРЕНЯХ!) Ещё немного – и невозможно будет дышать: то ли от жары, то ли от запаха, а может, от лилового цвета!
3 строфа.
А теперь мы наблюдаем момент «рождения» тени, «лиловой» тени: от чёткого её изображения («свисток иль хлыст») до полного растворения, размывания, исчезновения («как спичка, тухнет»).
И снова о сильном запахе цветов:
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Вот какой интересный запах: приторно-сладкий, подобный запаху поджариваемых голубей.
4 строфа.
Угадывается качель,
Недомалёваны вуали…
Вот она – неизъяснимая прелесть импрессионизма: полунамёк, полупрорисовка, «недомалёванность». Именно за это первые картины импрессионистов снимались с выставок. И именно за это так полюбил их зритель.
Художник возвращает нас к сиреням:
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
Снова свет бьёт по глазам! И весело видеть шмеля – хозяина этого «солнечного развала», слышать его басовитый голос. И радостно НАПОЛНЯТЬСЯ, НАПОЛНЯТЬСЯ СОЛНЦЕМ И ВЕСНОЙ!
Стихотворение «Импрессионизм» может быть вступительным аккордом к уроку «Осип Мандельштам – поэт-импрессионист».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Размещено в рубрике Методические заметки
.