twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
1 Апр

«За невлюбленными людьми любовь идет как привиденье» (Юнна Мориц)

(Роль темы любви в разрешении конфликта романа)
Цель урока:
Проанализировать главы романа, посвященные любви героев, выяснить их роль для разрешения проблем, поднятых в произведении.
Задачи урока:
1) Навыки работы с текстом (выбор главного, цитирование, анализ);
2) Коммуникативные навыки (Монолог, диалог, элементы дискуссии);
3) Воспитание нравственных понятий, культуры взаимоотношений
Ход урока
1. Оргмомент
1) Приветствие,
2) Отметить отсутствующих
3) Постановка целей урока.
2. Активизация знаний
Вспомним , что на предыдущих уроках говорили о названии произведения, его жанре, главных аспектах повествования, героях
(Предполагаемые ответы: полифонический социально-психологический роман не только с политическими проблемами (идеологическая борьба. смена поколений общественных сил, конфликт либералов-аристократов и демократов–разночинцев, но и психологическими(проблемами отцовства)и даже философскими (проблема единства развития всего человечества, преемственности духовного опыта. творческого переосмысления жизненного кредо); герои- психологические пары- «герой времени» и обычный человек)
3. Установочные вопросы:
1) Можно ли сказать, что роман «Отцы и дети» - роман о любви?
2) Можно ли вообще было обойтись без этого? Обязательно ли проводить всех героев через испытание любовью?
( Предполагаемые ответы: да. это роман о любви, любви совершенно разной, необходимо для раскрытия характеров героев, особенно Базарова, для лучшего понимания, выхода на идею романа)
4. Работа с дидактическим материалом.
Задание : Определите, о ком из героев романа идет речь в данных отрывках?
(ответы учащихся: П.П. и княгиня Р., Н.П. и Фенечка, Базаров и А.С. Одинцова, Аркадий и Катя)
Вывод: 4 любовных сюжета, 4 взгляда на проблему любви
5. Работа с текстом
1)Читаю ст-е Ф.И.Тютчева «Предопределение» С судьбой кого из героев можно соотнести его? Расскажите о нем , используя вопросы рабочей карточки №1 (! –необязательно отвечать на все вопросы, главное- монолог и цитаты, диалог)
Выводы: Эта любовь- любовь-наваждение, страсть во имя самой страсти. которая сломала жизнь П.П., он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего, кроме муки. Жизнь П.П. проиграна- такова его трагедия. П. П. смешон, нелеп, трагичен, ибо его эпоха ,в нем живая и неизменная, ушла из реальной жизни безвозвратно.
2)Читаю ст-е Ф. И.Тютчева «Последняя любовь» О ком поведем речь? ( о Н.П.) Расскажите о нем , используя вопросы рабочей карточки №2
Вывод: Любовь Н.П. и Фенечки естественна и проста. Это прежде всего семья, сын. Н.П.
Ведет себя достойно по отношению к Фенечке в трудной ситуации. Традиции, устои – великая сила. Такие люди ,как Н.П.осуществляют связь поколений.
3) Читаю стихи Тютчева Ф. И. «Кто б ни был ты…» Речь пойдет о Базарове.
Работаем (частично) с карточкой №3)
Вывод: Любовь-страсть раздваивает душу Базарова. Показывает, что этот циничный .грубый нигилист может быть романтиком. На первый взгляд, эта любовь похожа на любовь П.П., но нет ,она не растоптала Базарова. Главное: она показала, что циник на словах, Базаров в душе человек очень нравственный. Считая любовь всего лишь физиологией, он не посмеет коснуться Одинцовой. Сам того не сознавая, он живет по очень высоким нравственным принципам, он способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
4) Ст-е Тютчева «Пламя рдеет..» Любовь Аркадия
Вопросы карточки №4
Выводы: Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви сын похож на отца. Но сказать. Что Аркадий – повторение отца было бы мало, в нем обыкновенность, нормальность отца переходит в ординарность, хотя Тургенев нигде не включает отрицательных черт в его характеристику
6. Итоги:
Итак, к какому выводу можно прийти? Что хотел сказать Тургенев ,показывая любовные переживания героев?
(предполагаемые ответы: важно для понимания образа Базарова. Внешний конфликт перешел во внутренний, в душе героя, любовь поставила под сомнения авторитет нигилизма.
Но главное Другое! Тургенев объединяет традиции «литературы дома и бездомья». Столкнул их, выявил все достоинства и недостатки.
Драма П.П. Отверг путь отца, не создал Дома, потомства. Горький удел – греться у чужого огня.
16 глава обращение Базарова к Аркадию Безнадежная тоска о том, что ему не дано: быть отцом. Обрести семейство, Дом.
Страшным порождением философии бездомья оказался русский нигилизм. Ведущий к отрицанию преемственности. Снявший ответственность за поступки и убеждения.
7. Д.З Анализ 27 главы. «Смерть Базарова», повторить предыдущие главы.
8. Рефлексия

Размещено в рубрике Методические заметки
.