twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
20 Апр

Вспомним второй эпиграф нашего урока: «Каждый человек – алмаз…» Обратите внимание на ответственность человека: «стараться очищать себя». Что же предполагает очищение? Каким должен стараться быть человек? Об этом задумывались не только великие личности, но, возможно, и вы. Давайте определим качества, которыми, по-вашему, должен обладать человек, воспитывать их в себе, которые вы хотели бы видеть в себе, своём друге. Составляем «нравственный кодекс» человека:
Честный,
Искренний,
Добрый,
Отзывчивый,
Ответственный,
Мужественный,
Чуткий,
Верный,
Порядочный.

6. Подведение итогов.
Сегодня, как и сто лет назад, не утихают споры вокруг личности и творчества Ф.М.Достоевского. Но в большинстве своём читатели и критики отмечают правдивость, искренность и гуманизм писателя. Людям близок и дорог писатель, осуждающий любые проявления насилия и произвола, с болью писавший о тяжёлой доле «униженных и оскорблённых», веривший в конечное торжество добра и справедливости. Правда и приоритет человеческих ценностей способны объединить человечество. Через познание и самопознание, через воспитание чувства ответственности за свою судьбу человечество может прийти к гамонии. Поэтому Достоевский остаётся писателем удивительно современным. В борьбе за человека русские писатели всегда начинали с себя. Многие из них вели дневники, в которых формулировали жизненные правила, выдвигали требования к себе. На следующих уроках мы познакомимся с дневниковыми записями Л.Н.Толстого, сопоставим их с выводами сегодняшнего урока, вашими правилами.
7. Домашнее задание.
Продолжить обдумывать нравственные уроки Ф.М.Достоевского и «нравственный кодекс» человека.
Сформулировать 5 «золотых правил общения с людьми»

Рефлексия: оцените своё участие в уроке, заинтересованность в обсуждаемых вопросах.
Приложения к уроку.
1. Характеристика «мятущегося времени»
Распространение теорий и учений, призывающих ко всеобщему счастью ценой жизни млн. людей.
Усиливающаяся власть денег.
Падение нравственности, рост преступности.
Утрата прежних семейных отношений, разрушение семьи, деградация личности.
Рост индивидуалистических настроений, эгоизма, своеволия.
Проявления террора: 1 марта 1881 г. – покушение и убийство Александра 2, 1 марта 1887 г. – покушение на Александра 3.

2. Сравнительно-сопоставительная характеристика героев.
Родион Раскольников
Иван Карамазов
Отношение к миру, человеку
«Коли действительно не подлец человек… то остальное всё предрассудки».
«Во всяком человеке, конечно, таится зверь гневливости…»
Причастность к преступлению
«Разве я старушонку убил? Я себя убил…»
«Убил отца он, а не брат… а его научил убивать»
Отрицание, безверие
«Да, может быть, и бога-то нет»
«Я не Бога не принимаю, я мира, им созданного… не принимаю и не могу согласиться принять».
«Не Бога я не принимаю, я только билет ему почтительнейше возвращаю»
Раздвоенность героя
«Это ведь дьявол смущал меня»
«Чёрт-то меня попутал»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Размещено в рубрике Методические заметки
.