twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
10 Апр

«Что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, правда и ложь, искренность, откровенность и лицемерие? Как вести себя, чтобы не совершить поступков, за которые потом будет стыдно? – вот нравственные проблемы, которые встают при изучении повести Короленко. Кто внимательно читал её, конечно, понял, как непросто живётся Васе и детям подземелья, потому что жизнь постоянно ставит перед ними прблемы нравственного выбора: как поступить в том или ином случае? Ответы на них герои произведений ищут самостоятельно. Были ли в жизни Васи случаи, когда он колебался, как поступить? И как он поступал?»
Отвечая, учащиеся стремятся оценить мотивы поступков Васи, понять его как личность, утвердиться в своих симпатиях к нему. Они правильно выделили как одну из самых главных проблем, стоящих перед Васей, проблему: дружить или не дружить ему, сыну судьи, с детьми – нищими? Задавая эти вопросы и вовлекая ребят в поиски ответов, показывая путь их решения, подготавливаем детей к подобной работе дома:
«Дружба – это не единственная проблема произведения. Дома внимательно посмотрите главы повести и определите, что заставляет Васю задуматься над своими поступками, когда он познакомился с детьми подземелья; назовите проблемы, вставшие перед ним; сформулируйте вопросы для обсуждения этих проблем и запишите в тетради».
Такое задание нацеливает на необходимость отбирать материал, сопоставлять, делать вывод, подтверждая его текстом. Пятиклассники самостоятельно пытаются восстановить логику размышлений героя, проникаются авторским пафосом. Однако, первый раз пытаясь сформулировать свои наблюдения в виде вопросов, они испытывают затруднения. Не сумев достаточно чётко поставить вопросы, многие подменяют их общим рассуждением. Поэтому на следующем уроке при проверке домашнего задания обращаем особое внимание на форму его выполнения, обучаем детей чётко ставить вопросы.
В коллективной работе, в основу которой ложатся записи, сделанные учениками дома, вырабатываем образец выполнения задания. Обсуждая вопросы, заданные учениками, решаем, действительно ли это проблема, есть ли выбор, как поступить. Отбираем лучшую или отрабатываем новую коллективную формулировку. Учащиеся указывают ещё не названные проблемы и формулируют вопросы. В итоге на доске появляется запись:
Валек и Маруся нищие, можно ли с ними дружить?
Как правильно поступить с подарком матери?
Каков на самом деле отец? Как правильно вести себя с ним в решающем разговоре?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Размещено в рубрике Методические заметки
.