twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
13 Сен

Примером   нетрадиционного подхода к построению уроков является стратегия работы с текстом в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ). В данной технологии используется трехэтапное построение урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (в соответствии с основными этапами урока, принятыми в названной технологии).

На первом этапе работы осуществляется прогнозирование содержания художественного произведения по фамилии автора, названию, иллюстрации и опорным словам, т.е. включение учащихся в антиципирующую деятельность. Термин «антиципация» означает предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление о чем-либо. В широком плане антиципация имеет универсальное значение для всех видов человеческой деятельности, т.к. является регулятором любой деятельности. Именно антиципация обеспечивает формирование цели, планирование деятельности по ее достижению, контроль. Н.Н.Светловская разработала методику формирования типа правильной читательской деятельности во время внеклассного чтения. Целью первого этапа работы над текстом является формирование умения и привычки думать над книгой до чтения, прогнозировать тему, содержание книги. Внедрение антиципации в педагогическую практику не только помогает формированию правильной читательской деятельности, но и способствует развитию личности, поскольку антиципация связана с осуществлением различных познавательных процессов (восприятие, воображение, память, мышление).

На втором этапе происходит встреча с художественным произведением и его осмысление на уровне содержания.  Сразу после прогнозирования следует чтение по отрывкам, т.е. в данной стратегии отсутствует целостное восприятие текста. Поэтому каждая остановка обязательно заканчивается прогнозным вопросом: «Что будет дальше?» В результате чтение текста сопровождается прогностической активностью читателя, т.е. необходимостью и способностью предугадывать, предвосхищать элементы сюжета, содержание текста, что приводит к созданию в воображении собственной фабулы художественного произведения. Так постоянно происходит с грамотным читателем во время чтения. Читая, мы обязательно предполагаем, что произойдет дальше, как будут развиваться события, чем завершится история, и сравниваем свои предположения с действительно происходящим в художественном произведении.

На третьем этапе детям предлагаются вопросы  по всему тексту, ведь ранее, на втором этапе, шла подробная работа над отрывком. Отвечая на вопросы ко всему тексту, ученики осмысливают художественное произведение, его идейную направленность. Здесь же учащиеся выполняют различного плана творческие задания, позволяющие интерпретировать (истолковать по-своему) художественное произведение.

Кратко работа над произведением по технологии ТРКМ представлена в нижеприведенной таблице.

Рассмотрим работу с текстом художественного произведения в технологии ТРКМ (чтение с остановками) на примере сказки про Старый Дом Н.К.Абрамцевой.

    Электрик авто москва автоэлектрик www.trans-serv.ru.

    Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

Размещено в рубрике Методические заметки
.