twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

Как же удачно организовать внеклассное чтение школьников?
(из опыта работы учителя МБОУ СОШ № 51 г. Краснодара Никипеловой И.Г.)

Наверняка все учителя словесники обеспокоены тем, что школьники мало и беспорядочно читают. Мы возмущаемся, но часто не можем помочь нашим ученикам.
Сегодня учителю литературы приходится решать столько сложных задач, что среди них вопрос о внеклассном чтении часто отступает на задний план. Так создаётся разрыв между изучением литературы в школе и внеклассным чтением учащихся.
Если у ученика пробудился интерес к чтению и он много читает, то есть надежда, что у него постепенно сформируется художественный вкус и появится тяга к хорошей книге. Но даже те дети, кто много читают, нередко проходят мимо самых интересных и значительных художественных произведений. Это происходит потому, что в последние годы возрос поток посредственных книг, рассчитанных на получение сиюминутной выгоды современными издательствами.
Как же успешно организовать внеклассное чтение школьников? Для этого нужна целенаправленность и система в работе. Если у учителя будет список литературы для каждого класса, составленный с учётом возрастных особенностей, интересов и общего развития учащихся, то он сможет рационально использовать занятия по внеклассному чтению.
При отборе произведений для внеклассного чтения нужно прежде всего учитывать особенности возрастной психологии школьников. Пятиклассники, конечно, любят сказки, рассказы о животных, приключенческие повести. Особенно им нравятся книги о детях, своих сверстниках, о школе, о том мире, который их окружает.
По моим наблюдениям, произведения русской классической литературы можно широко рекомендовать для внеклассного чтения, начиная с восьмого класса. Учащиеся четырнадцати-пятнадцати лет с интересом читают повести Пушкина, Гоголя, Короленко, некоторые рассказы Чехова и Льва Толстого. Повести Тургенева. Восьмиклассники уже способны почувствовать очарование пушкинской лирики. Настойчивые, но не навязчивые рекомендации постепенно вызовут у них интерес к произведениям классической литературы.
У подростков пятнадцати-шестнадцати лет значительно расширяется круг интересов и круг чтения. Они с удовольствием читают книги о путешествиях и приключениях, исторические романы, научно-фантастическую литературу. Однако больше всего их трогают произведения о юности, о дружбе и первой любви. Они ищут книги, которые помогают разобраться в жизни. Естественно, что произведения современных писателей должны занять в списке внеклассного чтения учащихся восьмых-девятых классов не меньшее место, чем произведения классиков русской и мировой литературы.
Правильный отбор произведений для внеклассного чтения – дело первостепенной важности. Мне думается, важнейшие принципы этого отбора заключаются в следующем:
- книга должна быть интересна детям и доступна им по возрасту и развитию
- из книг, интересных по тематике и занимательных по сюжету нужно выбирать лишь наиболее значительные художественные произведения, которые будут способствовать развитию их художественного вкуса и смогут обогатить духовно юных читателей.
Чтобы руководить внеклассным чтением учащихся разных возрастов, прежде всего нужно подумать о новых формах пропаганды книги в школьных условиях. Кроме попутной рекомендации книги на уроке, самой распространённой формой пропаганды книг для внеклассного чтения являются списки, которые учитель диктует учащимся или вывешивает в классе. Но более живой и действенный метод – это, конечно, наглядные формы пропаганды книги: обновляемая тематическая выставка книг в классе; демонстрация различных изданий одного произведения и иллюстраций к нему; плакаты; фотомонтажи; литературные газеты; встречи с современными писателями и поэтами; посещение литературного музея и другие.
Упорядочить внеклассное чтение учащихся могут помочь классные библиотеки, состоящие из нескольких десятков хорошо подобранных книг. Как показывает опыт, лучшие результаты со школьниками среднего возраста дают такие методы пропаганды, как:
- выразительное чтение вслух отрывков или отдельных рассказов из книги
- художественное рассказывание, инсценировки
- художественное чтение наизусть
- мультимедийные презентации детей о прочитанных ими произведениях в виде незаконченного рассказа на самом интересном месте
Эти методы лучше применять на уроках внеклассного чтения, на кружковых занятиях, литературных вечерах.
Мне думается, что для школьников много значит также живое слово учителя. Большое впечатление производят яркий эмоциональный рассказ о только что прочитанном произведении. Для таких кратких сообщений всегда можно найти несколько минут на уроке или во внеклассное время. Живо реагируют также ребята и на рассказы о прочитанных книгах своих товарищей и одноклассников.
Многие учителя придумывают различные формы учёта внеклассного чтения: анкеты, вопросники, всякого рода листы учёта. Они, конечно, помогают учителю осуществлять контроль за внеклассным чтением и знакомиться с читательскими интересами школьников, однако выдвигать эту работу на первый план не стоит. Мне кажется, главное в организации внеклассного чтения – заинтересовать школьников, привить им любовь к книге.

Обгонные муфты CTS мотосамокат evo 71cc Обгонная муфта.

Размещено в рубрике Методические заметки
.