twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
3 Апр

Сначала детям кажется, что Жилину было гораздо тяжелее, так как он брал на себя всё самое трудное: и Костылина на себе тащил, и подкоп делал. Постепенно они начинают понимать, что ему очень тяжело, но в бездействии сидеть, ничем не уметь себе помочь, от боли стонать – не легче. Получается, что тому, кто привык и умеет трудиться, легче жить в самых трудных условиях.
На дом учащиеся получают задания: подготовиться к связному ответу на тему: «Какой человек Жилин» ( использовать всё то, о чём говорилось на уроке, и добавить то, о чём не говорилось); выписать в тетрадь выразительные слова, которые автор употребляет, когда рассказывает о Дине; выразительно прочитать эпизод прощания Дины и Жилина.
В начале третьего урока проводится опрос по домашнему заданию, отрабатываются навыки составления характеристики ( Жилина). Проверяя вторую часть задания, выясняя, почему именно те, а не другие слова о Дине выписаны, помогаем ученикам представить и внешний облик девочки, и её чувства, понять её поступки, оценить её мужество и доброе сердечко: «глаза чёрные, светлые», «вся изогнулась, так что плечи ниже колен ушли», «как взрадуется Дина!» - за Жилина: молоком его обрадовала; «глазёнки так и блестят, как звёздочки», «тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеётся» - помогает, как может, а ведь её «прибить» могут, «ручонки тонкие, как прутики – ничего сил нет», «бросила камень, заплакала» и т.д.
Потом предлагаем выразительно прочитать эпизод прощания Жилина с Диной по ролям, стараясь голосом передать чувства героев друг к другу. Обращаем внимание детей на отдельные детали, например слова «как козочка прыгает». Ведь вначале о ней же было сказано: «прыгнет прочь, как коза дикая». Почему такая разница? Учащиеся улавливают, что первый раз Жилин смотрит на девочку «чужими» глазами: «он её ещё не любил тогда». Показываем им, как связаны и перекликаются разные эпизоды.
Чтобы углубить понимание рассказа, беседуем по таким вопросам: почему Дина спасла Жилина? Жилин любит Дину и благодарен ей, а как он к другим татарам относится? Как татары к нему относятся? Чем объяснить их разное отношение к Жилину?
Поставленные в такой форме вопросы помогают детям понять, что Толстой показывает: все люди могут быть дружны, едины; разные обычаи, язык, одежда не мешают, если люди добрые, уважают друг друга, умеют работать, не рвутся к наживе. А мешает война, она разжигает враждебные чувства (разве может старик – татарин забыть смерть восьми сыновей?). Значит, война – неестественное для людей состояние. И детская душа это чувствует особенно чутко. Примерно так подводим итоги беседы.
В конце урока учащиеся обсуждают варианты оформления обложки книги «Кавказский пленник».
Наиболее часто пятиклассники предлагают на обложке нарисовать Жилина и Дину. Встречаются, например, предложения на дальнем плане «нарисовать войну»: вспышки выстрелов, бой, а впереди – Жилин и Дина, которые улыбаются друг другу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Размещено в рубрике Методические заметки
.