twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
3 Апр

Просим ребят вспомнить, в каком произведении, изученном в начале года, изображён смелый человек. Они сразу вспоминают и называют Ивана – крестьянского сына, который сказал своим братьям: «Нет…не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду я с чудом- юдом биться!» и с одного размаху сшиб чуду- юду три головы.
Некоторые ребята припоминают сказку Ершова «Конёк – горбунок», крестьянского сына Ивана, не побоявшегося, как его братья, караулить ночью вора.
Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой надевает,
Хлеб за пазуху кладёт,
Караул держать идёт.
Он не отсиживается под сенником, как старший брат, не ходит дозором «у соседки под забором», обходит поле ночью, а увидев кобылицу,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И садится на хребет –
Только задом наперёд.
Теперь, стремясь дать самое начальное представление о литературных жанрах и их различии, спрашиваем класс, чем герой рассказа «Кавказский пленник» отличается от обоих сказочных героев.
Обдумывая этот вопрос, отдавая себе отчёт, чем отличается обрисовка персонажа в произведениях разных жанров (разумеется, не зная этих героев),
пятиклассники, по существу, обращают внимание на главный момент, определяющий специфику жанра. Они высказывают такие мысли:
- Жилин не совершает ничего чудесного, такого, чего не может быть в жизни.
- Про сказочных героев говорится только самое главное, а про Жилина и не самое главное: что увидел, когда его в аул привезли, как устал и другое.
- Жилин – обычный человек, и всё в его жизни хоть и героическое, но обычное. И всегда понятно, почему он свои поступки совершает.
Так в процессе практической работы ученики постепенно усваивают начальное понятие о рассказе.
В итоге беседы подводим ребят к мысли, что героизм Жилина лишён внешней эффектности, он не на подвиг рвётся, а мать увидеть хочет, не ищет славы, но, когда приходится, проявляет и мужество, и выдержку, и самоотверженность.
Останавливаем также внимание на отношении Жилина к Костылину. Ученики говорят о том, что Жилин, хотя и ругает Костылина колодой, но всё-таки и во второй раз зовёт с собой бежать, помогает ему, а при прщании поцеловался с ним. Жилин – человек добрый, незлопамятный и понимает, что Костылину тоже нелегко.
Последний момент второго урока – обсуждение вопроса, кому в плену было тяжелее: Жилину или Костылину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Размещено в рубрике Методические заметки
.