twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
3 Апр

Не нужно обсуждать с детьми антиромантическую направленность этого произведения, но стоит позаботиться о том, чтобы Жилин не показался пятиклассникам эффектным героем, который только один достоин читательского сочувствия, в то время как Костылин исключительно предмет авторской и читательской антипатии. Именно в естественности, разумности каждого слова и поступка, внешней неброскости, близости ко всем другим людям главная привлекательностьтолстовского героя ( вспомним Тушина из «Войны и мира» - разве не родственные характеры?!). И именно это в первую очередь надо открыть учащимся.
Конечно, Костылин противопоставлен Жилину как человек, не умеющий трудиться, терпеть лишения, неумелый, безвольный и эгоистичный. Но Толстой показывает эти качества не столько как личностные, сколько как результат барской жизни, которая сделала человека беспомощным перед лицом настоящих трудностей. Костылин и сам понимает это и даже предлагает во время неудачного побега Жилину: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». И в последний момент, когда Жилин хочет помочь убежать, он говорит: «Нет…уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться нет сил?». И хотя Жилин порой не может не думать, что зря он «эту колоду с собой взял (и это вполне естественно), при прощании он поцеловался с Костылиным, не чувствуя, по-видимому, никаких обид на него.
И у читателей, пребывающих в мире толстовского повествования, тоже не должно быть антипатий к Костылину. В том-то и дело, что писатель внушает юным: неумелость, неприспособленность к труду – это плохо не только для окружающих, но для самого человека, ведь Костылин только месяц в плену пробыл, и его «еле живого привезли». Не ненависть, не презрение, даже и к безвольным, должны внушать уроки по рассказу «Кавказский пленник», а сочувствие и желание помочь.
На первом уроке важно вызвать интерес к личности писателя, к рассказу «Кавказский пленник», оживить прежние читательские впечатления, чтобы создать соответствующий фон и почву для новых. С этой целью учитель рассказывает о некоторых исторических и биографических фактах, необходимых для понимания текста. В живой беседе учащиеся вспоминают все рассказы, которые они читали, а особенно подробно те, которые изучали в начальной школе.
Спрашиваем их, можно ли по этим рассказам представить себе, каким человеком был писатель: что в жизни любил, чего не любил, чего хотел от себя и других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Размещено в рубрике Методические заметки
.