twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
3 Апр

В конце 60-х – начале 70-х годов XIX века Л.Толстой переживал очередной период сомнений и мучительных разочарований в современной ему литературе и собственном творчестве. В поисках новых, удовлетворяющих его оснований художественного творчества писатель обращается к русскому фольклору и сам мечтает о произведении, «столь же чистом, изящном, где не было бы ничего лишнего». «Надо, чтоб всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно», - так он формулирует теперь свои творческие задачи. Образцом художественности является для него «язык, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что только может желать сказать поэт…Язык этот, кроме того, - и это главное – есть лучший поэтический регулятор. Захоти сказать лишнее, напыщенное, болезненное – язык не позволяет», - пишет Л.Толстой.
Именно в этом стиле был написан в 1872 году «Кавказский пленник», о котором автор писал: «Это образец тех приёмов и языка, которым я пишу и буду писать для больших». В трактате «Что такое искусство?» Л. Толстой отнёс рассказ к произведениям, передающим «самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира».
И действительно, содержание рассказа просто и ясно, не никаких психологических тонкостей, описательных подробностей, читатель попадает в мир естественной доброты, разумности, уважения к человеку, любому, каким бы непохожим на других он ни был, и это несмотря на военную обстановку, которая разделяет русских и татар, вызывает враждебные чувства. « В простых коллизиях и житейских обстоятельствах Л.Толстой умел коснуться высоких нравственных истин и скорбных противоречий эпохи, утверждая объединявшие народы России нравственные, духовные ценности», - пишет исследователь. И это те мудрые мысли и чувства простого повествования, которыми должны проникнуться пятиклассники при бережном и ненавязчивом руководстве учителя.
Задача учителя состоит в том, чтобы, всё время вовлекая детей в атмосферу повествования, выбрать такие вопросы, задания, которые помогли бы учащимся не просто сформулировать мысли о народных нравственных основах, но и найти в своих собственных чувствах близкое героям рассказа.
Существующие методические пособия во многом помогают учителю выполнить эти задачи.
Глубоко верной кажется мысль Б.Эйхенбаума о внутренней полемике с Пушкиным, содержащейся в заглавии и сюжете рассказа: «…романтический пленник превратился в простого офицера Жилина, мечтающего вернуться к матери в Россию, романтическая черкешенка, пылающая страстью, заменена девочкой-татаркой, которая не питает к пленному никаких чувств, кроме обыкновенной жалости; вместо взволнованного, патетического стихового повествования – спокойная, сжатая речь простого рассказчика».

Быстрая доставка воды в офис moscow.vodarodnik.ru.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Размещено в рубрике Методические заметки
.