twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
19 Апр

Вот утром перед боем Николай Ростов здоровается с немцем, хозяином дома, в котором живёт (ч. II, гл. IV). «Хозяин-немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидел Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул:
– Schon, gut Morgen, schon, gut Morgen! – повторил он, видимо находя удовольствие в приветствии молодого человека.
Schon fleissig! – сказал Ростов всё с тою же радостною улыбкой, какая не сходила с его оживлённого лица.
– Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Keiser Alexander hoch! – обратился он к немцу, повторяя слова, говорённые часто немцем-хозяином.
Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдёрнул колпак и, взмахнув им над головой, закричал:
Und die ganze Welt hoch!
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал:
Und vivat die ganze Welt!»
На первый взгляд, эта сцена может показаться обычной бытовой сценой, но Толстой подчёркивает её символическое значение авторскими комментариями: «Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти со счастливым восторгом и братской любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и, улыбаясь, разошлись – немец в коровник, а Ростов – в избу, которую занимал с Денисовым» (там же).
Эта сцена – ключ к пониманию Толстым проблем мира и войны. К чему война, как бы говорит эта сцена, если военный и штатский – оба люди, если люди разных наций – братья, если «да здравствует весь мир!»

8.
– Как относится к войне сам Толстой? Какова главная особенность изображения войны в романе?

– Толстой сознательно показывает войну не в романтически-героическом плане, «с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами»; он акцентирует внимание на «крови, страданиях, смерти», сопутствующих будничной страде войны.
Столкновение романтического представления о войне с её реальным лицом, жестокостью, бесчеловечностью ярко проявляется в сцене переживаний Николая Ростова в первом бою. Толстой пишет: «Ростов … остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало на мосту, будто рассыпанные орехи, и один гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов подбежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто-то: «Носилки!» Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.
– Оооо!.. Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё-таки подняли и положили.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Размещено в рубрике Методические заметки
.