twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
19 Апр

Аустерлиц был эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось, вёл себя Николай Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. 1) С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человеком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом» (гл. XIX). Правда, ранение князю Андрею принесло не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового смысла жизни. Неизмеримо высокое, вечное небо, с тихо бегущими по нему облаками, «сквозь которые виднелась синеющая бесконечность», открыла в нём новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему прекрасною, потому что он так иначе понимал её теперь» (гл. XIX ). В этих мыслях князя Андрея – зародыш тома II с его «настоящей жизнью». Общий же итог – ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершённых героями. 2) В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это – его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.
Всеобщий Аустерлиц – таков итог тома I.

IV. Основные выводы – о характере военной кампании, о принципах изображения Толстым войны. Слово учителя. Запись его в тетрадях учащихся.

– Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей её неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь понятны цели сражения, как это было при Шенграбине. Таковы выводы о характере войны 1805 года и об отношении к ней Толстого.

Домашнее задание:

I. Если учащиеся не читали текста II-ой и III-ей частей I-го тома, то дома они прочитывают их и письменно отвечают на вопросы:
1. Каково отношение Толстого к войне 1805 года?
2. Чьи «аустерлицы» показал Толстой в томе I «Войны и мира»?

II. Если текст I-го тома прочитан, то прочитать том II.
Непосредственно к уроку перечитать главы I – IV и X второй части и главу VII третьей части тома II и ответить на вопросы:
1. Что такое масонство и как Толстой описывает его?
2. Что привлекло Пьера в общество масонов?
3. Какую деятельность ведёт в нём Пьер?
4. Почему начинает разочаровываться?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Размещено в рубрике Методические заметки
.