twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
19 Апр

2) На марше высшее начальство решило, что нужно несколько изменить расположение войск, «всей кавалерии велено было перейти на правую сторону… и пехота должна была ждать» (гл. XIV). Оттого по войскам распространилось «неприятное сознание совершившегося беспорядка и бестолковщины». Оно было усилено недоверием к союзникам, «проклятым немцам», «колбасникам», как называли их солдаты. Массовой многоголосной сценой, без указания на то, кому принадлежат отдельные реплики, Толстой в главе XIV предаёт настроение, с которым солдаты вступают в бой
« – Что стали-то? Аль загородили? Или уже на француза наткнулись?
– Нет, не слыхать. А то палить бы стал.
– То-то торопили выступать, а выступили – стали без толку посреди поля, – всё немцы проклятые путают. Эти черти бестолковые!» И далее в том же духе.
Сцена почти повторяет начальную под Браунау, кода солдатам было всё также неясно. В этом тождестве сцен – глубокий смысл.
Неожиданная встреча с неприятелем, оказавшимся ближе, чем предполагали, внесла панику в русское войско. Кто-то крикнул: «Ну, братцы, шабаш!» И по этому голосу все бросились бежать (гл. XVI).
1) Наполеоновскому же войску «везло». Там, где оно стояло, тумана не было. Ясное, голубое небо и огромный шар солнца – таков пейзаж во французской позиции. Природа как бы включилась в сражение, благоприятствуя французам, отмечает Толстой.
3) И от этих не предусмотренных никем незакономерных случайностей диспозиция оказалась пустой формальностью. Даже отдельные подвиги не смогли изменить дела. Ни желание, ни приказ Кутузова («Остановите этих мерзавцев!»), ни подвиг, который совершает князь Андрей, ни вообще «отдельные человеческие воли» не могут изменить положения, т. к. оно определяется настроением всей массы. Всеобщее бегство определило исход сражения. Поле, покрытое трупами, и Наполеон, объезжающий его, – таков исход Аустерлица. Этой картиной заканчивается том I романа.

24.
– Итак, что было причиной поражения русских? Чем стал Аустерлиц для Толстого, для отдельных героев романа?
1) Осталось ли прежним отношение к Наполеону главных героев романа? Проанализируйте заключительную сцену тома I, где возникает образ Наполеона-победителя.
2) Почему рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, рисующие женитьбу Пьера на Элен? Какой в этом смысл?

– Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость её целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – всё это было причиной поражения русских. По Толстому, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805 – 1807 годов, т. к. Аустерлиц выражает суть кампании. Эпоха «наших неудач и нашего срама» – так определил эту войну сам Толстой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Размещено в рубрике Методические заметки
.