twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
20 Апр

Следил за ходом обсуждения проблемы, делал замечания и обобщения в продолжение и после спора между учащимися, вносил коррективы и предложения по ходу обсуждения.

Урок начался со вступительного слова учителя.
Стремительно бегут годы, меняя лицо времени, лицо страны, мироощущение человека. Нет ли в этой неудержимости желания забвения, возможности уйти от ответственности, нет ли растерянности перед утратой тех главных ценностей, которые формировались в народе веками и трепетно передавались из поколения в поколение? И есть ли сила, способная противостоять процессу отчуждения и бездуховности, всеобщей стандартизации?
В истории нашей культуры огромной силой всегда было наделено слово. Неужели сегодня оно обречено на поражение? Сможет ли в наши дни отечественная литература противостоять и «золотому тельцу», и невзыскательному вкусу, и потере нравственных ориентиров?
Примерно с такого монолога мы начинаем разговор о современной русской литературе последней четверти 20 века, периоде невероятно сложном, неоднозначно оцениваемом в литературной критике. Трудно вести этот разговор с современными старшеклассниками, так как они плоть от плоти своего времени, а мы стараемся приобщить их к той культуре, которая явилась центром притяжения поколения их родителей. Но не вести этого разговора нельзя. Пусть старшеклассники, у которых за спиной опыт знакомства с историей русской литературы, сами задумаются над тем, что по-настоящему современно в литературе, а что временно, преходяще.
«Перестройка» открыла двери для огромного потока «задержанных» и молодых писателей, исповедующих разные эстетики. Перед нами возникло спорное явление – «новая волна» в русской литературе. Что же это такое для молодых читателей 21 века?

Аналитическая беседа, продолжившая урок, открыла серьезный разговор о новых произведениях последних 15 лет.
Распалась прежняя система ценностей, казавшаяся вечной и непререкаемой. Советская идеология, отбросив прежние, христианские нормы жизни, моральные заповеди, теперь рухнула сама. Но, к сожалению, исчезает и гармония, которую всегда обретали герои классической литературы, когда находили свой путь к постижению истины, к возвышению души.
« Какая же гармония возможна, когда полон желчи и отрицания Базаров, когда мечется на жизненном пути Пьер Безухов, когда страдает и совершает страшное преступление Раскольников?» - спрашиваю я ребят.
Ответ старшеклассников звучит убедительно. Базаров откроет перед смертью для себя чудо любви, что свойственно только личности духовной. Раскольников, пройдя через грех гордыни, отрицание, страдание и муки, через ужас преступления, обретет любовь не к женщине, не к великой личности, а к Человеку. Главная черта классической литературы – гармонизация жизни, когда человек находит естественное душевное равновесие с миром и Богом. А в новой литературе? После прочтения любой книги возникает ощущение прочной паутины, из которой никак не вырвешься, как из заколдованного круга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Размещено в рубрике Методические заметки
.