twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

В свете огненных фонарей появляется в последний раз перед Эрвином чёрт; новых пленниц находит герой В.Набокова у стеклянного столба с расписанием трамваев. На протяжении всего повествования Эрвин то и дело пересекает два мира: реальный и фантастический, в котором хотелось бы ему быть. Порой сложно догадаться, где находится граница этих миров, так как герой балансирует на гране их. К тому же зазеркалье становится для Эрвина более реальным, чем действительность. Фонари, блестящий асфальт, окна трамвая – всё это – проводники в потусторонний мир. И что в жизни кажется ужасным, то там совершенно нормальным.
У М.Булгакова зеркала и стёкла имеют ещё привычку разбиваться, показывая тем самым бесконечность, потому что в каждом осколке – свой новый мир. «Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами». «Маргарита выплыла в окно, оказалась снаружи окна, размахнулась несильно и молотком ударила в стекло. Оно всхлипнуло, и по облицованной мрамором стене каскадом побежали вниз осколки. …рассадив последнее стекло в восьмом этаже, Маргарита спустилась к седьмому и начала крушить стёкла в нем».7 На балу у Сатаны, где присутствует одна нечисть, зеркальный пол: так все чувствуют себя уверенней, в своей стихии, для обычного же человека там много призрачного и непонятного.
В «Сказке» и в «Мастере и Маргарите» зеркало – дверь в потусторонний мир, наполненный чудесами, но открыта она лишь для избранных. У В.Набокова – это госпожа Отт, у М.Булгакова – Воланд со свитой. Ирреальные миры скрывают страшные тайны, и любое соприкосновение с ними сулит или крах иллюзиям, или несчастье; всё рушится так же легко, как бьётся стекло.
У Набокова В. сигналом присутствия черта является дух Арлекина, связанный с ним ромбический орнамент и сочетание определенных цветов: синего, красного, желтого и зеленого. Так, очередных избранниц Эрвин находит в небольшом сарае, все четыре женщины в коротких штанах – «красная, синяя, зеленая, желтая - … вовсю работали голыми ногами», седьмая пленница - в красной кофточке и зеленой юбке. Арлекин выступает разрушителем иллюзий героя, с образом Чаплина связан мотив тени. Арлекин вводит Эрвина в «мир теней». Тень – это своеобразный сон, лишь обрамляющий истинную реальность. Мотив тени предваряет будущее возвращение героя к действительности: «…В глазах мелькал влажный блеск ночных отражений, женщина шла ровно и легко, и ее черная тень вдруг взмахнула, попав в царство фонаря, и, взмахнув, скользнула по стене, перегибалась на выступе, пропадала на перекрестке».8
Художественные приёмы создания образа чёрта.

Castorama строительное оборудование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Размещено в рубрике Методические заметки
.