twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

Госпожа Отт, пригласив Эрвина к полуночи на улицу Гофмана, по сути дела предлагает герою В.Набокова принять участие в Вальпургиевой ночи. Шабаш ведьм проходил обычно в ночь на первое мая на горе Брокен (другое её название – Блоксберг). Это был праздник свободного сочетания юношей и девушек, позднее объявленный бесовским, так как этим будто бы занимались только черти да ведьмы. Вероятно, данный эпизод «Сказки» - аллюзия на трагедию И.Гёте «Фауст». Мефистофель, стремясь разжечь чувственные желания Фауста, ведёт его на Брокен, где они встречают ведьм и козлоногих чертей, предающихся распутству.
Воланд тоже в своё время побывал в горах Гарца в Северной Германии на шабаше нечистой силы, и как память об увеселительных прогулках чёрта – боль в колене, оставленная ему одной очаровательной ведьмой в тысяча пятьсот семьдесят первом году. Воланд же организовал и первое знакомство героини романа Маргариты с козлоногими и ведьмами: «Нагие ведьмы, выскочив из-за верб, выстроились в ряд и стали приседать и кланяться придворными поклонами. Кто-то козлоногий подлетел и припал к руке, раскинул на траве шёлк, осведомился о том, хорошо ли купалась королева, предложил прилечь и отдохнуть.
Маргарита так и сделала. Козлоногий поднёс ей бокал с шампанским, она выпила его, и сердце ее сразу согрелось».5
Связующим звеном между героями и потусторонней силой, входом в ирреальный мир, границей между миром нечистой силы и реальностью является зеркало. «Отдалённый от тротуара стеклом», Эрвин «смело, свободно» набирает гарем, а персонажи М.Булгакова, расплатившись за абрикосовую, усаживаются на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной. Мотив зеркала проходит через всю «Сказку» и весь роман «Мастер и Маргарита», на их страницах то и дело пересекаются два мира. В свете фонарей и лампочек вывесок встречается Эрвин с чёртом госпожой Отт; в квартире Стёпы Лиходеева, перед тем как забросить его в Ялту, Бегемот и Фагот сначала проходят в зеркале и только потом появляются в жилище. «Тут Стёпа повернулся от аппарата и в зеркале, помещавшемся в передней и давно не вытираемом ленивой Груней, отчётливо увидел какого-то странного субъекта – длинного, как жердь, и в пенсне… Стёпа в тревоге поглубже заглянул в переднюю, и вторично его качнуло, ибо в зеркале прошёл здоровеннейший чёрный кот и также пропал»6. А Азазелло открыто выходит из зеркала, ведь он (согласно легендам) и изобрёл его в своё время, - может быть, для того, чтобы легче перемещаться в пространстве, чтобы свободно проникать в каждый дом, в каждую комнату. Вся магия в «Сказке» и в «Мастере и Маргарите» сопровождается присутствием зеркал. Все превращения и преобразования не обходятся без них. Превращение Николая Ивановича в борова происходит тогда, когда он созерцает себя в зеркале. В зеркало смотрела Маргарита, когда мазалась кремом Азазелло.

Подробная информация сам делай уроки здесь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Размещено в рубрике Методические заметки
.