twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

В романе М.Булгакова реальный план повествования передаёт настоящее и изображает жизнь Москвы послереволюционных десятилетий. А действительность такова, что обитатели столицы могли бы ошеломить своими правилами жизни нечистую силу. В качестве примера достаточно вспомнить проверку входящих в ресторан по удостоверению или объяснения Босого по поводу того, как пачка денег «сама вползла к нему в портфель». Мир, окружающий Мастера и Маргариту, заселён рвачами, хапугами, пошляками, приспособленцами, корыстолюбцами. Он зреет, растёт, расширяется, так что только Воланд и его подручные (Коровьев, Азазелло, кот) способны разобраться в том, что твориться в реальной, катастрофически развивающейся действительности, и поставить всё на свои места. «Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!»3 - говорит Мастер. Чёрт у М.Булгакова буквально вызывается героями, которые, кажется, не могут существовать без упоминания имени инфернальной силы: «Пожалуй, пора бросить всё к чёрту и в Кисловодск…» - думает Берлиоз накануне встречи с Воландом. «Фу ты чёрт!» - воскликнул редактор. «А какого чёрта ему надо?» - подумал Бездомный и нахмурился. «Чёрт, слышал всё…»4 - подумал Берлиоз». Проявление в героях первородного греха и провоцирует появление чёрта.
Для воспроизведения чертовской силы обычно используется карнавальное начало. Как правило, связь с ирреальностью устанавливается ночью или в сумерках, потому что это время суток, начиная с Новалиса, – время мифологического Хаоса, это время зла, вступающего в схватку с силами божественного добра. И тут В.Набоков и М.Булгаков не отступают от традиции. Чёрт госпожа Отт подходит к Эрвину лёгким майским вечером. В час жаркого весеннего заката в аллее видят приближающегося Князя Тьмы Михаил Александрович Берлиоз и Иван Николаевич Бездомный.
Писатели выбирают для выхода чёрта в реальный мир май месяц не случайно. Хотя время действия в романе «Мастер и Маргарита» несколько неопределенно, но мы согласимся с Ефимом Соломоновичем Роговером, предполагающим, что Воланд со своей компанией появляется в Москве на Страстной неделе Великого Поста в среду, в день Сатаны (Пасха приходилась на пятое мая только в 1929 году). Покидает Дьявол с сотоварищами древнюю столицу в субботний вечер на закате. И не мудрено: время чёрта истекло, наступает пора Светлого Христого Воскресения. Примечательно то, что Воланд появляется в тех эпизодах романа, когда полнолуние или нестерпимо жарко светит солнце. Булгаков намеренно использует резкие контрасты света и тени, ведь луна – это символ двойственности, в котором присутствуют одновременно два полюса, два противоборствующих начала.

Новости производства http://promyshlennosts.ru

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Размещено в рубрике Методические заметки
.