twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

Работая с текстами М.Булгакова и В.Набокова, мы заметили необычайное сходство многих эпизодов в произведениях этих мастеров слова. Невольно возник вопрос: а мог ли состояться своеобразный литературный диалог между писателями? Вероятно, как считает В.В.Иванов, возможность такая была, и не одна. Известно, что рассказ В.В.Набокова «Сказка» был напечатан в берлинской эмигрантской газете «Руль» 27-29 июня 1926 года. В то время М.Булгаков много общался с эмигрантами – «сменовеховщиками», вернувшимися, как и его вторая жена Л.Е.Белозерская, из Парижа или Берлина. В нэповскую пору связи русской эмиграции с Родиной не были окончательно оборваны, поскольку многие могли ездить за границу. В.В.Иванов не исключает, что номера «Руля» с набоковским рассказом через одного из знакомых могли попасть к М.Булгакову. Другая возможность - в 1930 году, когда М.Булгаков переписывался с братом по поводу заграничного издания последней части своего романа «Белая гвардия», впервые в сборнике В.Набокова – Сирина «Возвращение Чорба» был напечатан рассказ «Сказка». На гонорар брат М.Булгакова покупал и отсылал ему новые русские книги, среди них могла быть и книга Сирина.
В своей работе «Чёрт в рассказе «Сказка» В.Набокова и в романе «Мастер и Маргарита» М.Булгакова» мы предприняли попытку осмыслить вышеназванные произведения и найти ответы на следующие вопросы:

- с чем сопряжено появление дьявола в указанных произведениях,

- какими художественными средствами он создаётся,

- какова функция чёрта?

Причины и время появления чёрта в произведениях В.Набокова и М.Булгакова. Проводники в инфернальный мир.
Появление дьявола в рассказе В.Набокова сопряжено с чувством отставленности героя, ощущением глубочайшего одиночества и неустойчивости собственного бытия. Разрешается эта задача посредством «бегства от быта» в иное жизненное пространство. Великая сила увлечённости и фантазии уносит героя В.Набокова от тяжкой власти быта и человеческих неудач в «потусторонность»: «Фантазия, трепет, восторг фантазии… Эрвин хорошо это знал. В трамвае он садился всегда по правую руку – чтобы быть ближе к тротуару. Ежедневно, дважды в день, в трамвае, который вёз его на службу и со службы обратно, Эрвин смотрел в окно и набирал гарем»2

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Размещено в рубрике Методические заметки
.