twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

Однозначно оценить образ черта в романе Булгакова М. невозможно. Критик Лакшин В. считает его «палачом порока», «карающим мечом в руках правосудия». Л.Яновская видит в Князе Тьмы не столько карающую силу зла, сколько силу, вскрывающую, разоблачающую зло. Е.Яблоков вообще лишает фантастического героя каких-либо этических критериев. По его мнению, черт неэтичен, нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. Единственный его критерий не человеческий, а бесчеловеческий… Его «ведомство» выполняет лишь функцию «катализатора», доводя явления до логического конца, до идеи, которая все же вытекает из сущности явления, а не навязанная извне. Что бы ни говорили о Воланде, ясно одно: черт в романе Булгакова играет несколько необычную для себя роль. Он не столько сбивает с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводит на чистую воду и, мало того, наказывает уже состоявшихся, а то и вовсе закоренелых грешников. Но наказывает их очень своеобразно, похоже, по наушению автора избирает меры наказания. Степу Лиходеева ассистенты Воланда зашвыривают из Москвы в Ялту, откуда он, правда, натерпевшись страху, через несколько дней возвращается назад. Большому театральному начальнику Семплеярову достается в наказание грандиозный семейный скандал, да еще понижение в должности до заведующего грибозаготовительным пунктом. Без чересчур тяжелых последствий обходится встреча с нечистой силой Никанору Ивановичу, дядюшке Берлиоза, Поплавскому. Зато крайне суровые наказания выпадают тем, кто и не ворует, и вроде бы Степиными пороками не замаран, но обладает одним как будто и безобидным недостатком. Мастер определяет его так: человек без сюрприза внутри, без фантазии. Финдиректору Варьете подручные Воланда устраивают такую сцену ужасов, что он в считанные минуты превращается в седого старика с трясущейся головой. Ему обещана вскоре смерть от рака, и она действительно настигает его в сроки, указанные чертом. Самая печальная участь достается, однако, не барону Майгелю, не буфетчику, а главе МАССОЛИТА Берлиозу. Мало того, что сразу же после встречи с нечистым ему отрезают голову, в чем, может быть, Воланд и не виновен, так еще во время похорон голова Берлиоза исчезает из горба, отчего проводы покойного превращаются в фарс. Обнаруживается она на великом балу в руках черта, который обращает к ней, еще живой, жестокие слова: «Каждому будет дано по его вере… Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превратитесь, выпить за бытие».27 И голова Берлиоза в самом деле тут же превращается в чашу для питья сатанинских зелий – горькая участь для того, кто всегда убежден, что у него на плечах нечто вполне достойное. Наказан и Иван Бездомный как человек без фантазии. И все же есть в произведении Булгакова одна сцена, которая роднит роман «Мастер и Маргарита» с рассказом Набокова «Сказка». В эпизоде «массового гипноза» черт показан вполне в своем исконном амплуа искусителя

Самая подробная информация вибросито на нашем сайте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Размещено в рубрике Методические заметки
.