twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

Бесовское начало обладает всеподчиняющей, завораживающей силой, поэтому чуть не отбирает чёрта в свой гарем набоковский герой: «…стройность этой дамы возбудила в нём желание взглянуть и на её лицо. Когда её шляпа нагнулась, чёрным кораблём стала поворачиваться – он, по своему обыкновению, … всё так же небрежно, перевёл взгляд на даму. Это была госпожа Отт».19Увлекает магия Воланда и посетителей Варьте: «Сперва веселье, а потом изумление охватило весь театр….Вообще возбуждение возрастало, и неизвестно, во что бы всё это вылилось… В театре стоял гул, у всех зрителей возбуждённо блестели глаза».20Бессознательно к черту тянется и Берлиоз. При встрече на Патриарших прудах «на поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а … как бы выразиться… заинтересовал, что ли».
Плавному соединению реальности с нечистой силой способствует особая форма фантастики – нефантастическая фантастика, суть которой заключается в деформации пространства. М.Булгаков и В.Набоков этот художественный приём используют активно. Устремившись за тринадцатой избранницей и продвигаясь быстро вперёд, Эрвин всё же долго не может поравняться с ней, идущей перед ним легко и ровно. Иван Бездомный, гоняющийся за иностранцем, крайне расстраивается той поразительной сверхъестественной скорости, с которой происходит погоня. За какие-то двадцать секунд Иван Николаевич оставит позади Никитские ворота, Арбатскую площадь, улицу Кропоткина, Остоженку и, наконец, окажется в доме 13. Бесконечно расширено пространство в квартире Стёпы Лиходеева: нескончаемая лестница, тропический лес, сменяющийся прохладой бального зала, возникающие из ниоткуда стены тюльпанов, роз, махровых камелий, вокруг – шипящие фонтаны, льющаяся вода. Маргарита удивляется тому, как в обыкновенной московской квартире может всё это поместиться.
О присутствии чёрта заставляет подозревать странное во внешнем виде предметов, аномалии в пейзаже, интерьере, в поведении героев. Перед тем как вступить в преступный сговор с дьяволом, Эрвин видит сплошь розоватое небо и растекающийся в сумерках неземным огнём свет фонарей. Приближение госпожи Отт сопровождается потемнением налитого розоватой мутью огромного небосклона. «Бесплотным в ночной блестящей темноте» становиться тротуар, по которому идет герой Набокова. К погоне за тринадцатой девушкой присоединяются и «деревья, весенние липы», они движутся, шушукаясь, «чёрные сердечки их теней» переплетаются у подножия фонаря, «их нежный липкий запах» подбодряет, подталкивает Эрвина. Останавливается герой - останавливаются и умолкают липы. Что-то странное есть в лице четырнадцатилетней девочки, как-то странно скользят её блестящие глаза.

Самая подробная информация кавер-группа у нас.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Размещено в рубрике Методические заметки
.