twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
31 Мар

2. Закончить составление плана.
3. Пересказать былину по плану.

Урок 2
Тема: «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Цель: расширить представление об эпическом герое, развитие устных речевых способностей учащихся, отработка навыков работы с текстом.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания (план былины и пересказ).
План.
Зачин: Илья Муромец выезжает в Киев.
1. Первый подвиг Ильи Муромца.
1) Вражья сила у стен Чернигова.
2) Освобождение Чернигова.
3) Отказ Ильи Муромца стать черниговским воеводой.
4) Рассказ черниговских мужиков о прямоезжей дороге и Соловье Разбойнике.
11. Второй подвиг Ильи Муромца.
1) На прямоезжей дороге.
2) Встреча с Соловьем и пленение его.
111.Илья Муромец в Киеве.
1) В княжеских палатах.
2) Разговор с князем.
3) Соловьиный свист.
4) Справедливая расправа.
Концовка былины.

При пересказе обратить внимание на:
образец зачина былины;
сравнение с черным вороньем помогает понять, что сила, обступившая Чернигов, - вражья;
последующие картины рисуют вражьи полчища и показывают, как велик подвиг Ильи Муромца, в котором народ воспел героические черты многих русских людей, защищавших Родину;
рассказ о прямоезжей дороге. Отряды кочевников подстерегали людей на больших дорогах. Их набеги на города и села Древней Руси, постоянные раздоры и войны князей, непосильные княжеские налоги и поборы разоряли людей, лишили их крова. Нередко образовывались шайки разбойников. Ими кишели большие дороги. Люди предпочитали окольные дороги. Вот почему прямоезжая дорожка «заколодела» и «замуравела».
«ученость» и вежливость Ильи Муромца, когда он появляется в княжеском дворце;

скромность, с которой он рассказывает о своем пути в Киев;
достоинство, с каким держит себя Илья;
смешное положение, в котором оказывается князь;
заключительные слова богатыря, в которых выражена его любовь к людям родной земли.

2. Анализ былины.
- Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Города Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)
- Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи? (Сражение под Черниговом, бой с Соловьем Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе)
- Как авторы-рассказчики относятся к Илье? Подтвердите примерами из текста. (1. Сцены: портрет, снаряжение, отношение спасенных черниговских мужиков, Соловья Разбойника; 2. Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины)
- Какие в былине есть еще признаки Ильи как эпического героя? (Действует во благо людей)
- Какие приемы «сказывания» используются в этой былине? (Постепенное наращивание напряжения, повторы действий, слов, характеристик и т.д.)

3. Беседа и составление плана характеристики Ильи Муромца.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Размещено в рубрике Методические заметки
.