twitter
Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!
rss

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon в закладки
7 Июл

Одно из старейших учебных заведений нашего города – Коломенский политехнический колледж – в сентябре будет отмечать свой юбилей. В далеком 1922 году, ровно 90 лет назад, на базе профессионально-технических курсов Коломенского машиностроительного завода был открыт вечерний механический рабочий техникум.

Это было оправдано: крупнейшему предприятию в отрасли машиностроения – Коломзаводу – требовались свои хорошо обученный кадры.

Техникум возник не на пустом месте. Еще до революции 1917 года при заводе действовали «Воскресные курсы», где учились рабочие и служащие завода, желающие повысить квалификацию. Эти курсы были бесплатными и давали общую и некоторую необходимую рабочим техническую грамотность. А в 1910-1912 годах при заводском техническом бюро из случайных лекций квалифицированных работников бюро возникли вечерние курсы, обучение на которых велось по специально разработанной программе. Она была направлена на подготовку работников малой квалификации для конструкторского бюро.

В 1920 году по инициативе инженера-паровозника В. Сушкина при заводе были организованы профессионально-технические курсы, на которые принимались все работники завода, желающие повысить техническую грамотность. На базе этих курсов 30 сентября 1922 года при заводе был создан вечерний механический рабочий техникум. Согласно приказу директора завода М. Урываева, первым директором заводского техникума был назначен инженер-конструктор с 11-летним стажем на заводе, окончивший Московское высшее техническое императорское училище, Федор Старостин. В должности по штатному расписанию было указано: «Заведующий отделом профессионально-технического образования».

В первое десятилетие своей жизни это было вечернее учебное заведение. Дирекция завода с самого начала стремилась создать условия для учащихся техникума. Так, рабочий день был укорочен на два часа для тех, кто должен работать восемь часов, и на один час – для работающих шесть часов. При этом заработок сохранялся. В 1922 году на первый курс было принято 68 слушателей, из них шесть рабочих и 62 служащих Коломзавода. В последующие годы прием был не столь велик, так что с 1922 по 1930 годы техникум окончило 111 студентов. В первое десятилетие своего существования техникум не имел собственного помещения. Занятия проводились в одном из жилых домов Коломзавода («Пятиэтажка» напротив станции «Голутвин») – на двух этажах, в цехах завода и в школе № 9. Лишь в 1932 году техникум получил собственное здание на ул. Октябрьской революции, дом 408 – ныне Учебный комбинат.

Первая попытка открыть при техникуме дневное отделение, чтобы сделать его кузницей кадров для Коломенского завода, была предпринята в 1931 году. Но просуществовало это отделение только год. И лишь в 1938 году вновь открылось. Сюда принимались юноши и девушки, имеющие семилетнее образование.

Организаторами первого технического учебного заведения в городе Коломне были ведущие ИТР Коломзавода: В. Сушкин – начальник заводского профессионально-технического образования; Ф. Старостин – инженер-конструктор бюро оборудования завода; Д. Вебе – заместитель начальника вагонного отдела. С 1923 года активное участие в преподавательской деятельности в техникуме принимали инженеры: Л. Лебедянский, А. Гаврилов, Н. Рыбин, Филиппов, А. Робижев и другие. Также не забывали и про физическое развитие учеников, были разработаны веломаршруты и ряд обязательных спортивных мероприятий.

Федор Старостин родился в 1889 году в семье рабочего. Отец Иван Яковлевич (1864–1919 гг.) родом из села Чусова Мокрынской волости Каширского уезда Тульской губернии. Поступил на Коломзавод 16-летним подростком и начал свою трудовую деятельность слесарем в паровозомеханическом цехе, затем более 20 лет проработал мастером в паровозосборочном цехе. В 1916 году за честный и добросовестный труд был награжден памятным знаком завода по случаю выпуска юбилейного 5000-го паровоза типа 86 с колесной формулой О-З-О, узкоколейный, по заказу военного ведомства для фронтов Первой мировой войны. Выпуск юбилейного локомотива стал заметным событием на заводе. Руководство Главного военно-технического управления русской армии и Коломенского машиностроительного завода по случаю выпуска 5000-го паровоза обменялись приветственными телеграммами: «6 декабря 1916 года. Директору КМЗ. Поздравляю с большим техническим достижением. Дай Бог скоро довести развитие завода до ежегодного выпуска такого количества паровозов. ГВТУ имеет в Коломенском машиностроительном заводе верного и надежного исполнителя снабжения армии, за что приношу глубокую благодарность. Начальник ГВТУ генерал Милеант».

«7 декабря 1916 года. Начальнику ГВТУ. Служащие и рабочие Коломенского машиностроительного завода, собравшись сегодня для проводов уходящего на фронт 5000-го паровоза, построенного коломенским заводом для военно-полевых железных дорог, просят принять чувства уважения и благодарности к Вашему Превосходительству за высокое доверие, оказываемое нашему заводу по снабжению нашей дорогой армии подвижным составом военно-полевых железных дорог, и просят заверить Ваше Превосходительство, что весь технический опыт и работоспособность нашего Коломенского машиностроительного завода с полной готовностью всегда находятся в распоряжении вверенного Вам управления. Директор-распорядитель КМЗ Мещерский. Директор КМЗ Мануйлов».

Сын Федор учился в заводской школе при Коломзаводе, сдал экстерном экзамен за среднюю школу в Москве и поступил в Московское высшее техническое императорское училище, окончив его за три года, в 1910 году поступил на Коломзавод служащим в паровозный отдел завода конструктором, где проработал до 1918 года. С мая 1918 года по сентябрь 1922 года работал конструктором бюро оборудования завода. А с сентября 1922 года по апрель 1928 года – заведующим отделом профтехнического образования завода. С 1928 по 1935 год работал в дизельном отделе завода руководителем планового бюро, помощником заведующего дизельной мастерской № 1 и руководил планово-диспетчерским бюро. С 1935 года до ухода с завода на пенсию (по болезни) в 1950 году руководил монтажными работами в отделе капитального строительства завода. Со времени создания техникума Федор Старостин вел преподавательскую работу по предметам: детали машин, черчение и теория механизмов и машин.

В октябре 1950 года его болезнь обострилась и он был направлен в Московскую клинику «МОНИКИ», где и умер. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище.

Материал подготовил
Ю. Запевалов

Размещено в рубрике Новости образования
.